Кистозная мастопатия

Кистозная мастопатия — это доброкачественное заболевание молочных желез, которое возникает на фоне нарушений гистологической структуры груди.

Молочные железы женщины отвечают за грудное вскармливание. Женская грудь состоит из эпителиальной, соединительной и жировой тканей и кровеносных сосудов. У кормящих женщин в дольках грудных желез вырабатывается грудное молоко, которое поступает через протоки к соскам. Размеры и форма груди обуславливаются пропорциями и соответствием тканей в молочных железах, а также зависят от возраста и веса женщины.

Большая доля заболеваний молочных желез имеет доброкачественный характер. Мастопатия — это наиболее распространенное заболевание, имеющее около 30 форм. На сегодняшний день современная медицина выделяет несколько видов кистозной мастопатии:

• диффузная форма (железистого, фиброзного или кистозного вида);
  • узловая форма;
  • смешанная форма.

Диффузная и узловая формы могут быть пролиферирующими (с усиленным делением клеток) и непролиферирующими. В первом случае мастопатия более опасна, так как повышается риск онкозаболеваний на ее фоне.

Статистика показывает, что в последнее время женщины стали более подвержены этой болезни. Мастопатия поражает 70% женщин репродуктивного возраста. При наличии гинекологических заболеваний этот риск повышается до 95%. В период пременопаузы мастопатия может возникнуть у 20% женщин, а в постменопаузный период новообразование узлов и кист, как правило, прекращается из-за измененного гормонального фона. Мастопатия при несвоевременном выявлении и лечении имеет опасность перерасти в онкологическое заболевание.

Причины возникновения кистозной мастопатии

1. Сильное психоэмоциональное напряжение. Стрессы, зачастую приводящие к депрессиям, могут возникнуть в жизни каждой женщины. Этому способствуют скандалы, проблемы на работе и в семье, неудовлетворенность своим семейным и личным положением в обществе и т.д. Все эти факторы несут за собой нарушения нейроэндокринной системы.
  2. Состояние репродуктивного здоровья женщины. В этом случае причиной мастопатии могут стать множественные прерывания беременности (искусственные и естественные), характер и число родов у женщины, длительность периода грудного вскармливания и многое другое.
  3. Инфекционные, воспалительные и прочие гинекологические заболевания.
  4. Нарушения эндокринной системы, проблемы с щитовидной железой.
  5. Заболевания печени и мочеполовой системы.
  6. Наследственная предрасположенность к заболеваниям молочных желез.

Для возникновения мастопатии достаточно проявления 3-4 факторов.

Признаки кистозной мастопатии

1. Первая и самая главная причина, которая должна насторожить любую женщину, — беспричинная боль в груди. Она проявляется как периодическое или постоянное ощущение болезненной тяжести и дискомфорта. Однако некоторые пациентки не описывают выраженную боль в молочных железах в своих жалобах, но при этом характер заболевания у них такой же, как и у женщин, испытывающих боль.
  2. При самостоятельном обследовании груди можно заметить характерные уплотнения в области молочных желез. Характер образования зависит от степени заболевания и от других индивидуальных особенностей женщины.
  3. Увеличение объема молочных желез. Обычно при мастопатии грудь может набухнуть, став больше на 20-30% от основного размера. Это сопровождается болезненным синдромом (масталгия) и повышенной чувствительностью к прикосновениям. При этом могут присутствовать головная боль, расстройство желудка и метеоризм.
  4. Увеличение подмышечных лимфоузлов (симптом проявляется лишь у 10% пациенток).
  5. Выделения из сосков (могут появляться при надавливании). Их цвет может быть белым или зеленовато-коричневым. Красные кровяные выделения представляют собой очень серьезную опасность!

Эти симптомы женщины могут определить самостоятельно в домашних условиях. Однако за окончательным диагнозом и лечением необходимо обратиться к специалистам.

Лечение мастопатии

Чтобы определить характер заболевания и способы лечения, при мастопатии пациентка должна наблюдаться у эндокринолога, маммолога и гинеколога. Если имеется хоть малый риск на злокачественное образование, к ним присоединится еще и онколог. Главной целью врачей является устранение болевого синдрома, уменьшение объема кисты в молочной железе, приведение в норму гормонального фона и устранение общих гинекологических и маммологических заболеваний. Этот процесс должен сопровождаться приемом лекарственных средств и витаминов для укрепления иммунной системы. Также для ускорения лечебного процесса врачи могут назначить мочегонные препараты для скорейшего вывода вредных веществ из организма. Обезболивающие средства применяются для временного устранения боли.

Симптомы кистозной мастопатии

Кистозная мастопатия проявляет симптомы на самых ранних своих этапах. Для их обнаружения, даже при отсутствии ярко выраженного болевого синдрома, достаточно каждый месяц исследовать с помощью подушечек пальцев рук область груди. В идеале в ней не должно быть абсолютно никаких уплотнений. В случае обнаружения отклонений необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

Профилактика кистозной мастопатии

1. Отказ от вредных привычек. Алкоголь, наркотические вещества и никотин разрушают не только легкие и печень, но и многие другие органы.
  2. Ограждение от негативных эмоций и стрессов. Уклад жизни таков, что обезопасить себя от неблагоприятного влияния эмоций полностью невозможно. Современная медицина предусмотрела этот факт: на сегодняшний день существуют препараты, помогающие организму подавлять метаболические реакции эстрогенов для нормализации эмоционального состояния женщины.
  3. Увеличение в своем рационе доли некоторых продуктов: капусты всех разновидностей, сои и зеленого чая. В идеале, чтобы риск мастопатии упал до нуля, женщина должна ежедневно съедать по одному кочану капусты, около килограмма сои и выпивать 2-3 литра зеленого чая. Специально для таких случаев существуют препараты, содержащие в 1 капсуле все эти компоненты в суточной форме.

На сегодняшний день из средств массовой информации можно узнать немало средств и способов самолечения. Какими бы они ни были эффективными, их применение без предварительной консультации врача категорически не рекомендуется. Некоторые, узнав от «опытной» подруги чудодейственное средство от мастопатии, приобретают абсолютную уверенность в том, что они вполне эффективно справятся с лечением сами. Вследствие таких необдуманных решений часто происходят серьезные патологические изменения и тяжелые последствия. Чем можно дополнить основное медикаментозное лечение дома, вы можете узнать у вашего лечащего врача.

Чтобы ускорить эффективность лечения, достаточно соблюдать специальную диету:

• ненасыщенные жирные кислоты (в норме содержатся, например, в рыбе. Рекомендовано включать ее в рацион минимум 3 порции в неделю);
  • капуста (для усиления эффекта ее следует употреблять в свежем виде);
  • зеленый чай (хотя бы по стакану ежедневно);
  • овсянка;
  • фасоль.

При такой неприятной болезни, как кистозная мастопатия, лечение должно быть неотлагательным и индивидуально подобранным специалистом. В сети наших клиник работают опытные профессионалы, которые помогут вам решить эту проблему и подберут уникальный комплекс лечения, чтобы сохранить здоровье груди. Если уделять здоровью груди должное внимание, то риск заболеваний снижается до нуля.